?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Или "Зачем мы изучаем психологию".

Разговаривала тут давеча с одной милой девушкой. Месяцем ранее, слегка притомившись от регулярного выслушивания её историй о трудных взаимоотношениях с противоположным полом, я посоветовала ей почитать одну книжку. Обычная прикладная психология. Узконаправленная, как раз по её случаю, а ежели ещё и в правильных руках - то и действенная.

В принципе, я долго могу слушать людей. Многие тому свидетели. Долго, но не бесконечно. То есть раз, два, пять, десять... Но если человек продолжает портить себе жизнь и одновременно рассуждать об этой жизни испорченной, я слушать перестаю, заключая, что человеку просто нравится страдать. Русская душа имеет к этому виду развлечения особую потребность, а оттого я не осуждаю, но просто прошу оставить меня в покое. Не жёстко, а заменяя себя-жилетку каким-нибудь полезным для человека занятием - типа книжку нужную подсуну почитать. Вдруг оттудова инсайт придёт.

Однако же, как я наблюдаю, инсайты приходят редко и не так как надо. Об том, собственно, и рассказ.
Воспитание

Вернёмся к моей приятельнице.
Она, собственно, вышла на связь, чтобы с гордостью сообщить, что ту самую книжку, что я ей дала, она-таки осилила. "Неплохо", -подумалось мне нейтрально. Обычно многие из тех, кому я что-то подбирала по их же, кстати, просьбе, ничего прочитать так и не удосужились. Страдали себе дальше и продолжали постить у себя на стенах цитатки про несчастную любовь, невзаимопонимание, взаимонепонимание и прочие "сытый лысому не конный".

Раньше бы я от одного такого известия была бы вне себя от радости - надо же, человек ПРОЧИТАЛ! Ого-го! Это же прогресс!
Сейчас я спокойно жду, что мне скажут дальше. И интуиция меня не подводит.

-Ты представляешь, я всё поняла! Вот ВСЁ! Там вот как будто про ... (внимание!)... НЕГО всё написано! - восклицает девушка, имея в виду своего нынешнего возлюбленного. - Я вот ему даже отрывки читала, какой он! Представляешь? Ну вот всё совпадает!

Ненадолго оставим мою воодушевившуюся приятельницу и переключимся на другую женщину.
Добрая женщина, хорошая. Мать одного хорошего человека.
А у человека есть девушка. Тоже, несомненно, хорошая.
Отношения у человека с девушкой ... ну, среднестатические, скажем. То есть, то плохо, то хорошо. Качели.
А отношения с мамой у этого человека преимущественно сложные. То есть, как бы, когда они не общаются, то хорошие. Но стоит их свести вместе - так сразу плохие становятся.

В общем, гостили как-то этот молодой человек со своей девушкой у его, человека, маменьки.
Маменька учила девушку, возможно, будущую невестку, как обращаться с ейным, маменьки, сыном. Но, в основном, это были прям какие-то уроки самообороны. От кого следовало обороняться - разумеется, от собственноручно выращенного чада, деспота, по её мнению, кровожадного.
Перед отъездом маменька дала девушке две книжечки. Вот, дескать, родительское сердечное наставление: почитай, полезно будет, я вот и сама почитала, да столько полезного для СЕБЯ нашла, и ты для СЕБЯ найдёшь!
Обе книжечки были про манипуляцию людьми.
- А мне-то они зачем? - спросила девушка. - Я, вроде, и так умею... это... манипулировать.
- Да это чтоб ты другими глазами посмотрела, какой ОН!..

Что объединяет обе эти истории? Ответ в продолжении диалога с моей приятельницей.

Когда я дослушала все её восторженные восклицания относительно книги, я её спросила:
- Скажи, пожалуйста, я кому книгу дала?
- То есть? Как кому? Мне дала.
- А для чего?
- Эээ.. Я тогда говорила тебе, что мне плохо, что отношения не клеятся...
- Ещё раз, кратко: кому было плохо?
- Мне.
- А книжка для кого?
- Для меня.
- Чтобы стало легче кому?
- Мне.
- С помощью того, стало быть, что ты вычитаешь про себя что-то из этой книжки, так?
- Ну да!
- То есть, ТЕБЕ плохо, ТЕБЕ дают лекарство, чтобы ТЫ ЕГО ПРИНЯЛА и чтобы ТЕБЕ после этого стало легче. Верно?
- И что?
- А то, что тебе дали лекарство, а ты пытаешься его влить кому-то другому в горло. Причём, этому другому не было плохо и на боль он не жаловался.
- ..?
- Тебе плохо. Ты покупаешь лекарство. Сама его не пьёшь. Заставляешь выпить другого. Сидишь и ждёшь эффекта. Как ты думаешь, будет эффект?
- Да выпила я это лекарство!
- Неужели? Я тебе дала книжку, в которой написано про тебя и про твои поведенческие стереотипы. А ты там что узрела? ЕГО неверные поведенческие стереотипы...
- Ну почему же! - перебивает меня приятельница. - И свои я увидела. Я вот и такая, и вот такая...
- А почему тогда ты говорила о нём, а не о себе, когда позвонила? Почему ты говорила, что ему зачитывала отрывки о том, какой он нехороший? Про себя ты ему читала? Вряд ли. Ты и себе-то про себя прочитала так, по диагонали, иначе бы другое совсем ты мне рассказывала сейчас...

Вот и читают люди умные книжки с советами. Или просто советы. На стенах своих вешают, чтобы кое-кто, кому адресовано, прочитал. Чтобы не на себя со стороны посмотреть, а найти подтверждение своим мыслям о том, какой "он козёл". Научное такое подтверждение. Чтобы научным же языком потом про козла ему же, козлу, вещать. Ну как бы на авторитетное мнение ссылаясь. "Вот, и великие говорят - козёл ты самый натуральный. И попробуй теперь с этим поспорь. Смотри, тут и формула, доказывающая то самое: тангенс на котангенс даёт форменное козлинство. Видал свой тангенс, рожа ты небритая?!"

Про манипуляции читают не для того, чтобы знать, как себя правильно вести рядом с манипулятором, а чтобы просто тупо убедиться - вот, он точно, манипулятор пред тобой. И потом обязательно довести эту важную новость до сведения манипулятора.
Про то, как быть любящим читают, не чтобы любить правильно научиться, а чтобы убедиться - вот он, а не я, любить не умеет. Ну и сообщить потом непременно об этом открытии нужному лицу.

Мы как-то так устроены глупо: не хотим меняться, мы идеальные, мы хотим изменить тех, кто нас раздражает.

Конечно, нужно воспитывать. Но не всех. Не все нас касаются. И ведь это так просто с чужими-то: не нравится человек, другой он - ну и иди мимо, не связывайся, чего ты переделываешь его под себя, как ты из ёлки дуб решил вырастить? А близких воспитывать - надо. Потому что не выбираем мы близких. Какие есть - с такими и судьба, ничего другого не остаётся, кроме как притираться, ибо живём мы с ними и зависим от них. И все мы в этом узком кругу учителя друг другу и воспитатели. Только воспитывать надо любя, а не ненавидя. Даже, возможно, наказывать как-то. Но не с целью унизить, носом ткнуть или своё самолюбие потешить, а чтобы человек обратил внимание на что-то. Деликатно.

И самый важный момент: учить и научить чему-то можно исключительно тогда, когда ты сам в себе требуемое качество воспитал. Покажи пример, как говорится.
А если по принципу "вот сначала ты изменись, а потом уж я, может быть, поменяюсь" - это путь в никуда. Это я по себе знаю. И не только по себе.

(с) Treol







Comments

( 1 коммент — Оставить коммент )
livejournal
Aug. 21st, 2013 11:42 am (UTC)
СМОТРИШЬ В КНИГУ - ВИДИШЬ... БЛИЖНЕГО СВОЕГО
Пользователь ghjrjg_28 сослался на вашу запись в записи «СМОТРИШЬ В КНИГУ - ВИДИШЬ... БЛИЖНЕГО СВОЕГО» в контексте: [...] Оригинал взят у в СМОТРИШЬ В КНИГУ - ВИДИШЬ... БЛИЖНЕГО СВОЕГО [...]
( 1 коммент — Оставить коммент )

Фэйсбук



В этом месяце

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Тэги:

Powered by LiveJournal.com